Агрегат имеет редуктор, два регулируемых насоса и один нерегулируемый.
Регулируемый насос (рис. 30) представляет собой корпус, в котором находится качающий узел.
Качающий узел включает вал 1, установленный в корпусе 5 на подшипниках 6 и 7. Со стороны конца вала 1 насос закрывается крышкой 4 с манжетой 2. Фланец вала через сферические головки шатунов 9 соединен с поршнями 10 и шипом 27. Поршни 10 перемещаются в цилиндрах блока 11, всасывая и нагнетая рабочую жидкость через пазы распределителя 12 в каналы корпуса регулятора 23. Величина хода поршней определяется углом, образованным осями вращения, блока 11 и вала 1. Блок по сферической поверхности контактирует с распределителем 12, который противоположной стороной прилегает к опорной поверхности корпуса регулятора 24.
Блок регулятора состоит из установленных в корпусе 24 ступенчатого поршня 21, пальца 22, фиксирующего винта 25, золотника 23 с башмаком 29 и подпятником 28, рычага 20 и крышки 15, имеющей, в зависимости от исполнения насоса, разную комплектацию.
Полость меньшего диаметра поршня 21 постоянно соединена с каналом нагнетания насоса, а давление в полости большего диаметра поршня 21 регулируется дросселирующим пояском золотника 23. Через отверстия в поршне 21 и пальце 22 жидкость поступает под дросселирующий поясок золотника 23.
Двухкромочный ступенчатый золотник является измерителем давления и через башмак 29 и подпятник 28 воздействует на рычаг 20, на другое плечо которого действуют детали крышки 15 пружины и (или) плунжера, определяющие момент и подачу. В различных исполнениях насоса настройка и поднастройка насоса могут осуществляться различными способами.
В крышке находятся пружины 16 и 17, предназначенные для механической настройки регулятора.
Увеличение момента настройки (увеличением силы пружины) вызывает увеличение рабочего объема, подачи и потребляемого момента насоса.
Регулятор предназначен для поддержания или изменения потребляемого момента и подачи насоса посредством изменения рабочего объема и может работать как в автоматическом режиме от рабочего давления, так и от системы управления, обеспечивая требуемые характеристики.
Работает регулятор следующим образом:
- пока момент настройки превышает момент от золотника, золотник 23 закрывает дросселирующее отверстие в пальце 22 и через продольные канавки соединяет полость большого цилиндра поршня 21 регулятора с входом в насос - рабочий объем соответствует номинальному (максимальному);
- как только момент от золотника 23 превысит момент настройки, золотник смещается, соединяет одной кромкой полость большего цилиндра поршня 21 с рабочим давлением, а другой кромкой разъединяет полость большего цилиндра поршня 21 и вход насоса, в результате чего происходит регулирование давления в полости большего цилиндра поршня 21 и уменьшение рабочего объема;
- объем уменьшается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие моментов на рычаге 20 за счет уменьшения плеча со стороны золотника 23;
- при уменьшении рабочего давления равновесие на рычаге 20 достигается за счет увеличения плеча со стороны золотника 23;
- изменение рабочего объема насоса вызывает изменение приводного момента и регулирование потребляемой мощности.
Подачей давления гидроуправления, которое снимается с гидрораспределителя (магистрали 22 и 23 на гидросхеме), выполняется настройка регулятора мощности во всем диапазоне. При минимальной величине давления насос выдает минимальную подачу.
Кроме регулятора мощности в насос встроен клапан отсечки. Рабочее давление через канал в корпусе 35 подается под торец золотника 34. При повышении давления настройки клапан отсечки передвигается и золотником 34 производит отсечку давления гидроуправления на плунжер 37, из-под которого в этой позиции производится слив. Насос осуществляет минимальную подачу. При понижении давления золотник 34 возвращается в первую позицию, осуществляя подвод давления гидроуправления под плунжер 37. Регулятор возвращается в режим работы регулятора мощности. Величина настройки клапана отсечки определяется настройкой пружины 33, осуществляемой винтом 30. Винтом 13 производится регулировка потребляемой насосом мощности от двигателя: вворачиваем винт – мощность увеличивается, выворачиваем – уменьшается.
Уровень масла, заливаемого в редуктор насосного агрегата, должен находиться на уровне риски на щупе, установленном в корпусе, или на уровне контрольного отверстия сбоку редуктора, закрываемого пробкой.
2. гидромотор хода
В качестве гидромотора хода может быть использован регулируемый гидромотор аксиально-поршневого типа. Гидромотор с качающим узлом шатунного ведения блока цилиндров с регулятором потока позволяет получать пропорциональные зависимости объема от давления. Конструкция аналогична конструкции регулируемой секции строенного насоса (см. рис. 30).
3. Шестерённый гидравлический насос (рис. 31)
Рис. 31 Шестеренный гидравлический
насос
1 - манжета; 2 - самоустанавливающийся
подшипник; 3 - ведущая шестерня; 4 - корпус;
5 - болт; 6 - манжета; 7 - опорное кольцо;
8 - крышка; 9 - пластина; 10 - уплотнительное
кольцо; 11 - штифт; 12 - ведомая шестерня.
Привод насоса осуществляется от дизельного двигателя, на котором он установлен. Направление вращения входного вала насоса: левое - с двигателем Д-245.
На экскаваторе установлен 10-ти золотниковый гидрораспределитель (pис. 32), состоящий из общей плиты 1, на которую монтируются 10 секций. Из них: две центральные секции - напорно-сливные (4, 13), восемь секций - рабочие (2,3,6,10,11,12,14,15).
В корпусе плиты 1 предусмотрены коммутационные силовые линии и линии гидроуправления с вмонтированными 17 и пристыкованными 16 клапанами “ИЛИ”, обеспечивающими управление золотниками. Через плиту также осуществляется слив рабочей жидкости от исполнительных гидромоторов.
В напорном канале в плите в местах подвода жидкости к рабочим секциям стрелы, рукояти, ковша и поворота платформы встроены обратные клапаны 18 (рис.32), которые препятствуют обратному потоку рабочей жидкости при включении и под действием реактивной нагрузки.
Напорно-сливные секции предназначены для подвода рабочей жидкости от 2-х регулируемых насосов насосной установки к напорным каналам в плите.
На схеме гидрораспределителя (рис.33) вмонтированные в плиту клапаны «ИЛИ» обозначены звездочкой.
Рис. 33 Схема гидравлическая гидрораспределителя
Р - подвод, А и В - отводы, X и Y – линии управления, Т – слив, Др – дренаж.
Конструкция пристыкованного клапана “ИЛИ” показана на рис. 34.
Рис. 34 Клапан “ИЛИ”
1 - корпус; 2, 5 - кольца; 3, 6 - втулка;
4 - заглушка; 7 - шарик; 8 - шайба;
9 - штуцер.
Каждая из напорно-сливных секций состоит из корпусов 1 (рис. 35), двухпозиционного золотника 2, регулировочной 3 и возвратной 4 пружин и двух крышек 5 и 6. В отверстие одной крышки подводится давление управления, а другая соединена со сливом. В корпус одной из напорно-сливных секций установлены предохранительные клапаны 10 и 11 (рис. 35) непрямого действия, предназначенные для ограничения давления в насосе от исполнительных механизмов.
Рабочие секции предназначены для направления одного или двух потоков рабочей жидкости к исполнительным органам.
Рабочие секции состоят из чугунных корпусов 14, 17 и 18 (рис. 35), трехпозиционных золотников 15 и16, пружин 3 и 4, крышек 5 и 6.
Конструкция золотника 15 в секции механизма хода обеспечивает в нейтральной позиции соединение рабочих отводов со сливом, в остальных рабочих секциях в нейтральной позиции золотника 16 рабочие отводы заперты.
Возврат золотников в нейтральную позицию осуществляется двумя пружинами 3 и 4, размещенными в длинной крышке. Внешняя пружина служит для установки золотника точно в нейтральную позицию, внутренняя (пропорциональная) при нейтральной позиции золотника имеет осевой зазор 3 мм.
В секциях стрелы, рукояти и ковша установлены предохранительно-подпиточные клапаны 19, а в секции механизма поворота платформы - подпиточные клапаны 20. Конструкции предохранительно-подпиточного и подпиточного клапанов показаны на рис. 37 и 38.
В крышках рабочих секций стрелы, рукояти и ковша установлены ограничители хода золотника 21, с помощью которых можно изменять проходное сечение магистрали, а, следовательно, можно регулировать скорость движения рабочих органов.
Регулировка скорости подворота рукояти ограничителями хода золотника секций рукояти гидрораспределителя ГР520 производится следующем образом:
- установить средние обороты двигателя (1500…1700 об/мин), рычаг управления подачей топлива – в среднем положении;
- завернуть шпильки ограничителя хода золотника на больших крышках секций рукояти и добавки рукояти так, чтобы они выступали от гайки на 5 мм;
- попеременно, производя подворот рукояти из крайнего верхнего положения, при полном включении рукоятки блока управления, заворачивая или выворачивая шпильки на обеих секциях рукояти одновременно не более чем на ¼ оборота за один раз, добиться такой скорости поворота, при которой рукоять перестанет останавливаться в вертикальном положении и совершать колебания, а будет равномерно двигаться из крайнего верхнего до крайнего нижнего положения.
Гидpоpаспpеделитель pаботает следующим обpазом. Рабочая жидкость от двух насосов (pис. 33) подводится к напоpному золотнику. Пpи нейтpальной позиции всех золотников pабочая жидкость от подвода Р1 пpоходит чеpез коpпус напоpного золотника, чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на слив Т2, а от подвода Р2 - чеpез напоpный золотник, чеpез плиту - на слив Т2 и объединяется с потоком от Р1. Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот платфоpмы, pукоять - включается пеpеливной золотник и отсоединяет поток Р2, таким обpазом pаботает только один поток Р1. Пpи включении pабочих золотников: добавка хода, стpела, pукоять, ковш - включается напоpный золотник и обеспечивает объединение потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам.
Распределитель гидроуправления – двухпозиционный, состоит из золотника 5, тарелки 7, пружины 8, корпуса 10, штуцеров 1 и 2, уплотнительных колец 4, 6, 11 и крышек 3 и 9.
При подаче давления управления под торец золотника 5 через штуцер 1 (отверстие В) золотник перемещается, перекрывая отводы А и Б. При этом отводы А1 и Б1 соединяются с отводом С.
При отсутствии давления пружина 8 возвращает золотник 5 в исходное положение, объединяя линии А с А1 и Б с Б1.
Гидроклапан противообгонный предотвращает кавитацию гидромотора в обгонном режиме. Обгонный режим гидромотора обычно возникает при действии попутной нагрузки, например, при движении экскаватора по дороге с уклоном. В том случае, когда частота вращения гидромотора превышает заданную, а в подводящей линии гидромотора давление снижается, возникает pазpяжение и разpыв сплошности потока жидкости, сопровождаемый кавитацией, что может пpивести к пpеждевpеменному выходу гидpомотоpа из стpоя.
Работа пpотивообгонного клапана заключается в следующем:
При движении экскаватора по ровной дороге и в гору жидкость под давлением через канал а (а1), кольцевую проточку и щелевой зазор между золотником 7 и корпусом 8 попадает под торец золотника и, преодолевая усилие пружины 10, перемещает золотник. Поток, проходя через обратный клапан в золотнике, попадает в рабочую полость гидромотора. Слив осуществляется через отверстия тонкого контроля.
Если в результате изменения нагрузки, действующей в направлении движения гидромотора, давление в напорной гидролинии уменьшается, то давление под торцем золотника 7 мгновенно падает, т.к. жидкость в этом случае дросселирует не через щелевой зазор между золотником и коpпуcом, а через обратный клапан (шаpик 5), соединенный каналом с коpпусом. В этом случае золотник 7 под действием пружины сдвигается в стоpону нейтpальной позиции и останавливается, не доходя до нее, в положении, соответствующем падению давления в напоpном канале А (А1), пpикpывая часть отвеpстий на сливе. Тем самым осуществляется подтоpмаживание экскаватоpа. В том случае, если напоpные каналы А (А1) устpойства находятся под давлением, золотник 7 находится в нейтpальной позиции и сообщение гидpомотоpа со сливом осуществляется чеpез гpуппу отвеpстий небольшого сечения в золотнике. Эти отверстия влияют на чувствительность работы золотника и на плавность срабатывания.
В корпус противообгонного устройства ввернуты переливные клапаны 16, защищающие гидромотор хода от перегрузок.
Противообгонное устройство используется как для движения «вперед», так и для движения «назад». Хотя клапан противообгонный и притормаживает движение гидромотора при попутной нагрузке, он не может заменить рабочие тормоза.